Портфолио воспитателя

3. педагогические разработки «Родной язык в системе детского сада»


Введение

Вопросы теории и практики речевого воспитания детей занимают важное место в современной отечественной педагогике. Ребенок за период дошкольного детства практически овладевает речью. В это время у ребенка происходит не просто механическое накопление словаря, не простое копирование взрослой речи и усвоение набора определенных речевых штампов, а постижение и усвоение законов, по которым действует такой сложный живой механизм, как язык. Овладение языком – это не процесс имитации готового, «впитывания» образцов, а процесс творческого познания, активного поиска закономерностей взаимоотношений элементов языка, поиск правил, по которым строится собственная речь. 

Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность. 

Развитие языка ребенка осуществляется в тесной связи с развитием его мышления, и отставание в развитии языка может служить препятствием на пути умственного развития ребенка. «Представление, не воплотившееся в ясное, толковое слово, теряет значительную часть своей ценности», - говорит Е.И. Тихеева. Одна из коренных задач школы в настоящее время -культура устной и письменной речи учащихся. Можно представить, какую громадную услугу в разрешении этой задачи окажет детский сад, передавая в школу детей с развитой речью, умеющих толково отвечать на вопросы, связно рассказывать, выразительно читать стихи.

1. Задачи развития речи дошкольников, лингвистическое психолого-педагогическое обоснование задач

Коммуникативное развитие в детском саду охватывает важнейшие стороны языка: фонетику (т.е. звукопроизношение и словопроизношение), лексику (словарный состав языка), правильное построение речи, содержательность речи, выразительность языка и интонаций. В живой педагогической практике все эти стороны тесно связаны между собой.

Вопрос о том, что считать главным в программе родного языка, с чего начинать, может быть решен только так: все стороны языка должны быть в поле зрения воспитателя, потому что каждая из них - и фонетика, и лексика - является лишь одной из сторон языка, а не языком в целом. Ни одна из этих сторон языка не может у ребенка правильно развиться, не будучи направляема взрослым.

Задачи по коммуникативному развитию:

- Овладения детьми правильным, чистым произношением. Исправление недостатков произношения должно вестись систематически, от группы к группе таким образом, чтобы дети были переданы в школу с совершенно ясным произношением. Эта задача может быть разрешена только в том случае, если воспитатель будет применять разнообразные упражнения, дающие ребенку возможность овладеть тем или иным звуком. Здесь необходимо указать на значение для развития произношения подвижных игр с пением, с текстом, которые должны ежедневно проводиться.

- Работа над словом, по расширению запаса слов. Каждое слово обозначает определенный предмет, образ, явление. Задача состоит в том, чтобы научить ребенка необходимым словам, их употреблению и тем самым помочь ему лучше ориентироваться в окружающем, в общении со сверстниками и

взрослыми. Те слова, которые получают дети из разных источников, в том числе и литературных, должны быть в поле внимания воспитателя. При наличии запаса слов ребенок легче овладеет образной, связной речью.

- Развитие пассивного и активного словаря. Пассивный словарь - это те слова, которые ребенок слышит и понимает. Активный словарь - тот, которым ребенок пользуется. Несомненно, у ребенка пассивный словарь обширнее активного. Задача состоит в том, чтобы научить ребенка пользоваться таким количеством слов, которое необходимо для выражения его потребностей, общения со взрослыми, научить употреблять их в более точном смысле.

- Развитие у детей связной, логической речи. Основной принцип обучения ребенка связной, логической речи состоит в том, чтобы вести его по линии последовательного изложения краткого рассказа, устраняя те побочные моменты, которые возникают в рассказах маленьких детей. Умело и вовремя поставленный вопрос, замечание направят мысль и речь ребенка в нужное русло. Эмоциональность делает речь маленького ребенка живой, выразительной, но в то же время и мешает ее стройности, логичности. Умелое руководство состоит в том, чтобы сочетать логическую и эмоциональную линии рассказа.

- Воспитания у детей выразительной речи. Под выразительностью речи понимается передача в ней переживаемых чувств - радости, печали, недоумения, страха и пр. Выразительность речи воспитывается у детей и на литературных произведениях - запоминании стихов, рассказывании.

- Обучение ребенка культурной, вежливой речи. Это важнейший элемент общей культуры ребенка. В этой области в детских садах есть достижения, но только в ограниченном круге отношений детей со взрослыми: дети умеют здороваться, благодарить. Но этого мало. Ребенка следует научить вежливо  отвечать на вопросы взрослых, уметь обратиться к ним с вопросом, знать, в каких случаях и как нужно благодарить, приветствовать, уметь слушать.

Для того чтобы ее правильно осуществить и добиться действительной пользы, необходимо знать источники, откуда ребенок черпает содержание для своей речи, чтобы своевременно их пополнять. Язык детей будет богатым, красочным только тогда, когда содержание их жизни достаточно насыщено, интересно и наполнено.

2. Е. И. Тихеева о роли родного языка в развитии личности ребенка

«Язык есть удивительнейшее и совершеннейшее творение народной культуры»

Е. И. Тихеева

Лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке.

Детские воспитательные учреждения должны жить духом своего народа. Родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания; к его народному духу, к его поэзии ребенок должен приобщаться с первых годов жизни.

Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений развития человеческой личности. Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка.

Являясь, с одной стороны, орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой — средством их обогащению и расширению, к формированию нашего сознания, слово служит целям всей жизни, как обыденным и повседневным, так и наиболее высоким.

Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи — значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть и культуры человечества. Особого внимания к себе требует взаимоотношение языка и мышления. Язык есть непосредственная

действительность мысли. Ребенок черпает свои первые основные, исключительно конкретные представления из окружающей его материальной среды при посредстве своих анализаторов. Слово закрепляет представление,

добытые сенсорным путем. Лингвистическое развитие ребенка неразрывно связано с сенсорным.

Для ребенка в первую пору его жизни слова являются только вторыми оригиналами действительности. Первыми являются восприятия, поступающие в его сознание через органы внешних чувств — из окружающего его вещественного мира. Надо содействовать тому, чтобы аппарат речи ребенка совершенствовался и развивался беспрепятственно, чтобы процесс овладения речью не тормозился. Надо способствовать приобретению ребенком содержания для его речи — накоплению представлений, знаний, понятий, мыслей; надо предоставить ребенку наилучшие условия для овладения по возможности совершенными формами структуры речи; надо установить и постепенно расширять социальные связи детей. Попутно развивающаяся речь будет облекаться мыслью, и мысль будет питать язык. В этих направлениях должна развертываться вся методика по развитию речи, начиная со дня рождения ребенка.

Необходимо приспособлять к интересам развития детей уже существующую, готовую обстановку, работать над ней, изменять, обновлять и этим расширять круг представлений детей и запас их речевых форм. Оказывать ребенку помощь в овладении пространством, в накоплении конкретных представлений, понятий, руководить при поддержке слова процессом его ориентировки в окружающей обстановке, обучать его наблюдению и языку в неразрывном единении — таковы требования, которые должны быть предъявлены к воспитателю.

Ощущения и восприятия — первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений. Органы внешних чувств — орудие познания, и в развитии речи ребенка они играют главнейшую роль.

Правильное восприятие предметов является глазной умственной работой ребенка. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу

по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий. Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами, при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение.

Мысль ясная, обусловленная точным знанием, самостоятельно добытая человеком найдет свое словесное выражение; обеспечить этот процесс, ему содействовать — основная цель школы речи.

  Слово, связанное с наглядным представлением, должно быть воспринято слухом, произнесено и сохранено в памяти. Для того чтобы слово сохранилось в памяти, ребенок должен воспроизводить его слухом и сознанием много раз, а чтобы овладеть правильным произношением слова, он должен часто его повторять.

3. Развитие речи в первые годы жизни ребенка

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для дальнейшего развития его языка. Многие из причин, обусловливающих задержку в этом развитии, и дефекты речи детей более старшего возраста кроются часто в условиях их жизни на этом раннем этапе.

С момента рождения ребенок, общаясь с окружающими, развивает все свои силы и способности. Проявления развития ребенка особенно ярки в области языка. Легкость и быстрота, с которыми ребенок при благоприятной педагогической обстановке овладевает речью, поистине изумительны.

До овладения словом ребенок проходит подготовительный период, имеющий громадное значение для развития его языка.

Таблица 2

Возраст

Период речевого развития

Задачи

Особенности работы с детьми

Методы и приемы

Первый год жизни

От 0 до 3 месяцев

Голосовые упражнения

гортанные и губные звуки: гх, пех, мг, бг 

Ребёнок гулит;

связь младенца и взрослого

От 4 до 6 месяцев

Звуки членораздельные, приобретают элементы слова

Ребёнок овладевает слогами на, па, га, фу ит.д.

Ребёнок вступает в период лепета;

мать повторяет издаваемые ребенком звуки, дает для подражания новые;

воздействует на ребёнка выразительностью не только своего голоса, но своих движений, своей мимикой

От 7 до 9 месяцев

Ребенок переходит к сознательной подражательной речи

МА-ма, ба-ба, па-па и т.п.

Взрослые многократно повторяют определенные слова, заимствуемые из рефлекторного словаря ребенка

От 10 до 12 месяцев

Произносит первое слово,

владеет

8—10 словами

Мама, папа и т.п.

Второй год жизни

От 1 года до 1года 6 месяцев

влечение ребенка к детскому обществу


способствовать установлению связи образов между собою и со словом

От 1 года 6 месяцев до 2 лет

фразовой речи

«хочу кашу», «мама ам»


Третий год жизни


Ребенок понимает разговорную и повествовательную речь, соответствующую уровню его развития, владеет навыками активной речи, необходимыми для общения с окружающими, способен рассказать о виденном, слышанном, запомнить и прочесть на память стишок.

дальнейшее совершенствование речи в связи с прогрессирующим общим развитие.

Возникают первые вопросы «почему?» и «когда?».

Предоставлять детям условия, содействующие развитию их слуха и речевого аппарата;

Предоставить детям обстановку, которая содействовала бы развитию их восприятия и накоплению представлений;

Использовать игру как фактор наибольшего значения в деле развития речи детей

4. Игры и упражнения для детей третьего года жизни

В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи, внимании.

Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений.  С помощью речи  ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему.

Воспитателю группы раннего возраста необходимо вести систематическую и целенаправленную работу по развитию речи воспитанников. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Игры и упражнения по развитию речи:

Дыхательные упражнения.

Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.

1.«Подуем на снежинку».

Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.

2. «Бабочка летает».

Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.

Игры по развитию общей моторики.

Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.

Мы идем по кругу, посмотри,

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.

Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,

А потом, как аисты встали – и молчок.

Пальчиковые игры.

Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.

«Замок»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Покрутили, постучали, потянули… и открыли.

Подвижные игры с речевым сопровождением.

Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше  игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».

Дошкольный возраст является периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.


21 января 2018 в 14:21
11 февраля 2018 в 12:07

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.